В отзыве есть: Личные впечатления
Хочется жрать. Гуляем по городу, двигаемся в направлении к Сенатской площади. По ходу попадается фаст-фуд. Подхожу. Первый раз в жизни увидел обычный гамбургер за 15 евро, кола – 4 евро. Обойдусь. Говорят, голодать полезно.
Возле офисных зданий и банков бросается в глаза огромное количество велосипедов на стоянках. Не надо тратиться на бензин, решается проблемы пробок и экологии и для здоровья полезно. Красавцы! Попробуй у нас какого-нибудь финансового директора любого банка пересади с «Лексуса» на велик! Фигу! А там крутить педали на любой должности не считается зазорным.
На улицах достаточно много негров и арабов. Не туристов, а жителей. Они, по- моему, приживаются в любом климате, даже за полярным кругом.
В офисных, деловых районах городская архитектура мне напомнила Манхэттен ( не был, по ящику видел). Такие же тяжёлые, солидные, я бы даже сказал, чванливые здания.
Этажностью от пяти до двадцати. Почему-то очень много тёмных цветов.
Старая, туристическая часть Гельсингфорса (название города в период российского им владения) очень напоминает Питер, только гораздо ухоженней. Ну, это и понятно половина города в XIX веке строили российские архитекторы.
Вообще, каких-то эпических памятников истории и архитектуры от Хельсинки не ждите. Это не Дамаск, не Стамбул, не Афины и не Рим. Ещё сотню лет назад население этого города составляло менее ста тысяч жителей, и все основные достопримечательности были построены в середине XIX века. Многие из них, как мне кажется, являются надуманными, потому что настоящих практически нет. На мой взгляд стоит посетить Сенатскую площадь с кафедральным лютеранским собором Св.Николая, морскую крепость Свеаборг и высеченную внутри цельной гранитной скалы церковь с непроизносимым названием Темппелиаукио.
Можно ещё посетить зоопарк Коркеасаари, находящийся на одноимённом острове – один из самых северных и старых зоопарков мира. Уверяю, что удовольствия получите больше, чем осматривая бесконечные купеческие домики XIX века.
На фоне всех остальных «достопримечательностей» Сенатская площадь выглядит впечатляюще. Архитектурно площадь калька питерского ампира. Собор Св.Николая, по- моему, слизан с Казанского, только из белого камня. Впрочем, снаружи, как и Казанский смотрится внушительно. Также на площади Вы увидите памятник российскому самодержцу Александру Второму, даровавшему финнам автономию и конституцию.
После обзора всех вышеперечисленных достопримечательностей мы зашли в сувенирный магазин. Перед магазином стояло чучело оленя с характерной надписью на русском языке: «Руками не трогать». Продавщица в магазине тоже была русской. Выгрузились на 40 с лишним евро. А кому сейчас легко?
Прогуливаясь вдоль набережной, заглянули на Рыночную площадь. Вот где надо питаться небогатым, впрочем, и богатым тоже, туристам. По всей территории площади, во множестве стоят палатки, где Вы можете отведать тут же приготовленные морепродукты. Возле палаток стоят деревянные столы под навесами. Любое блюдо стоит от 4-х до 8-ми евро, в зависимости от его крутости. Причём порции огромные. Прямо тут же продаётся стрёмное финское бутылочное пиво по 3 евро за бутылку.
Я взял курицу с рисом и какими-то приправами, Вика - жареную рыбу, названия не знаю, но по виду очень похожая на шпроты. Всё очень вкусно, но доесть мы не смогли, порции просто огромные. Единственный минус, что правой рукой ты держишь столовый прибор, а левой приходится отгонять офуевших, жирных чаек.
До отхода парома было ещё пару часов. Мы пошли бесцельно гулять. И опять меня новый город поразил только вечером.
Дошли до незнакомой нам площади, находящейся рядом с вокзалом. Ещё издали, услышав шум африканского там-тама, пошёл на звук. Драммером оказался тёмно-лиловый негр с полутораметровыми руками – кронштейнами, одетый в национальные одежды неизвестного нам Бурунди. Колотил он в барабан исступлённо, причём абсолютно не ритмично, я бы даже сказал КАКАфонично. Казалось, он не видел ничего вокруг, кроме своего барабана и шапки, лежащей у его ног. Но как только я открыл объектив видеокамеры и навел на него видеоискатель, представитель некогда угнетённого народа, перестал барабанить и указал своими конечностями – кронштейнами прямо на шапку. Он явно призывал меня внести валюту в его шапочную кассу и смотрел мне прямо в лицо своими огромными чёрными маслиноподобными глазными яблоками. Надо же, рассмотрел меня с тридцати – сорока метров, в толпе, гадёныш! Скорее из озорства, чем из хулиганских побуждений, я свернул ему смачный крупный русский кукиш, ткнул им пару раз в воздух и спрятался за спину соседнего со мной суомца. Афрофинн на этом успокоился и продолжил истязать свою колотушку по-прежнему, без всякого намёка на ритм. Знай наших! Нам чужих денег не надо, но и свои просто так не отдадим!
Чуть поодаль показательные выступления устраивали дети-каратисты. Это, видимо была организованная секция, так как все бойцы были одеты в одинаковые кимоно, а рядом их ждал ярко раскрашенный автобус. Родители воинственных чад с гордостью смотрели, как их отпрыски лупцуют друг друга ручками, да ножками, отцы смахивали тайком, случайно навернувшуюся скупую, мужскую слезу.. Наверно тихо говорили друг другу по- фински: «Хороших мы с тобой, Юкка детей вырастили».
Через пять минут на площадь солидно выехали пятнадцать одинаковых чёрных, лакировано – никелированных микроавтобусов «Mersedes Sprinter» Они встали полукругом, постояли так некоторое время и так же медленно и солидно с площади исчезли. Что это было, я так и не понял. Наверное, рекламная акция какого-то автосалона.
Прошёл ещё метров сто и наткнулся на большую группу молодёжи, катающихся и прыгающих с лестницы на скейтбордах. Многие были из них новички, так как очень часто падали, но потом вставали под одобрительные слова более опытных товарищей.
Недалеко от них расположились пьющей и громко ругающейся между собой группой, проколотые булавками, хайерато-ирокезные панки.
Также в это время по площади сновали буддисты, рисовали портреты уличные художники, группа негров во всё горло читала рэп, а рядом с ними протестовали с плакатами в руках против чего-то адвентисты седьмого дня. Прибавьте к этому, что вся площадь окружена различными пабами и кафе, из которых доносилась музыка абсолютно различных народностей, стилей и направлений. На ум приходит строчка из песни БГ: «Этот город - это Вавилон»
Лично для меня Хельсинки останется в душе не как город исторических памятников и потрясающей архитектуры ( хотя и это надо частично признать), а как город, где слово «свобода» означает действительно то, что оно означает, как город, где прекрасно уживаются люди всех вероисповеданий, культур и национальностей. И я очень рад тому, что судьба забросила меня на эту площадь и помогла мне полюбить Хельсинки буквально за час. «Этот город - это Вавилон». Respect & уважуха.
Приехали в порт. Опять полил просто сумасшедший ливень. Вообще, надо сказать, что хляби небесные преследовали нас своей моквой во время всего балтийского путешествия.
Погрузились на уже ставший родным, «Superstar». Отчалили. Вика пошла, с ходу купила себе портмоне, которое приметила еще по дороге в Хельсинки. Купила, по-моему, уже от безысходности. Ну, надо было женщине хоть что-то купить. А то день прожит был бы зря!
Вышли в открытое море. Начался нехилый шторм. Я первый раз в жизни попал на судне в шторм. Ощущение я Вам скажу не из приятных. Передвигаться по кораблю нормально практически не возможно, только по над стеночкой, держась за поручни. Вышел на минуту на воздух. Страх Господень! Непроглядная тьма, волны с грохотом бьют о борта парома, брызги долетают аж до верхней палубы. Пронизывающий ветер буквально сносит с ног. На палубе абсолютно безлюдно. Не плохая завязка для триллера. Бросил в «тьму египетскую» недокуренную сигарету, надо валить!
Так как дело шло к выходным, то паром заполнили жадные до дармового алкоголя финны, которого в Таллинне в достатке. Уже через час они шлялись всюду по кораблю, горланили песни, и периодически теряли равновесие, под действием крепких спиртных напитков, усугублённым качкой. Я вспомнил слова Остапа Бендера: «Как так можно нажираться на рубль?» Многие финны умудрились нализаться, как сельские врачи за 20 минут! Одного из них ждала эстонская полиция уже на трапе, уж не знаю, чё он там в море натворил. Может, сорвал стоп-кран? Вообще-то пьяные финны шумные, но безобидные.
Так вот, эти «пьяные» пятничные паромы привозят орды орущих и бесконечно что-то пьющих суомцев, которые в уикенд превращают тихий Таллинн в настоящий бардак.
У нас в отеле нетрезвые финны были везде! В холле они орали, в ресторане они орали, в номерах они орали, в бассейне они орали и прыгали в воду одетые. Поглощали спиртные напитки, всегда и везде. Даже мне, человеку далеко не пуританских взглядов было страшно за печень финнской нации. Но, видимо в Хельсинки печень умеют приводить в порядок быстро. Удивительно, как с такого бодуна они все, как один, в понедельник садятся на свои велосипеды и выходят на работу. Кстати, в пятницу и субботу занимайте места в таллиннских ресторанах пораньше, иначе их займут финны.
В субботу на Ратушной наблюдал следующую картину: стоят полукругом с десяток горячих финских парней, естественно не трезвые, внутри полукруга стоят ещё двое. Один из этих двоих держит за ноги надутую резиновую бабу, у другого на голове надета шапка с рогами, как у викинга и, к тому же он ещё поёт, держа книгу в руке и читая по ней (уж конечно не ноты) слова песни. И вот один из них, со всей дури бьёт другого по рогам резиновой представительницей прекрасного пола, причём бьёт совершенно неожиданно, резко. Если рогатый тенор, сбился с темпа или мелодии, то он проиграл и покупает всем пиво. «Угадай мелодию» по-фински. Вот так вот, с шутками и прибаутками трудовой финский народ проводит свой заслуженный «красный день календаря»!
Ладно, оставим финский алкоголизм на совести финского Минздрава. Ведь, построили же они прекрасную европейскую страну, часть которой лежит между прочим, за Северным полюсом, и всего за каких-то 50-60 лет. Значит не только пить, но и работать умеют!
В оставшееся до отъезда время, мы успели посетить дворец-музей Кадриорг, таллиннский ботанический сад, музей под открытым небом Rocca al Mare, возложить цветы у Бронзового солдата, посетить органные концерты в Нигулисте, вдоволь нагуляться по улочкам Верхнего и Нижнего Старого города, не раз надуться пива в Beer House b St. Patricke, Вика всё-таки нашла, вполне устраивающий её торговый центр, называется по моему Коломяэ (находится недалеко от гостиницы Viru) и потратить там запланированные 500 евро. Я купил всем знакомым по магнитику, это ведь раньше из-за границы в качестве недорогого сувенира возили «жевачку», сейчас все просят магнитик.
Настал последний день нашего пребывания в Таллинне.
У меня остался один не выполненный пункт обязательной программы, намеченной мною сравнительно недавно. Когда я ехал в поезде Москва – Таллинн, то моё внимание привлёк путеводитель по Эстонии, бесплатно предоставленный эстонской ж/д компанией и разложенный на специальных стойках возле каждого купе. В нём говорилось, что в Таллинне на улице Мюйривахе, cуществует неприметный и маленький бар «Valli». В него практически ежедневно заходил и стограмился после тяжёлого трудового дня в городской газете мой любимый Сергей Довлатов. В баре интерьер остался такой же, как и в «застойных» семидесятых. Не зайти и не выпить пива в этом священном для меня месте, я не мог. «Valli» нашёл я довольно быстро. Заведение оказалось действительно маленькое, просто крошечных размеров – метров 20 квадратных. По-моему, на два столика. За барной стойкой стоял эстонец лет сорока, плохо говорящий по-русски, с абсолютно ничего не выражающим лицом. Ничего, что напоминало бы о Довлатове, мне обнаружить не удалось. Странно, думаю, могли бы некоторых туристов сюда завлечь, наверное, не много, но всё ж…
Отхлёбывая тёмный «A Le Coq», спрашиваю:
- А знаете ли Вы, что тридцать лет назад у Вас тут часто бывал классик поздней русской литературы Сергей Довлатов?
Эстонец посмотрел на меня безучастными, выцветшими глазами и произнёс, на мой взгляд расхожую, но гениальную фразу;
- Разные тут ходят…
М-да. Вернусь домой, надо будет почитать классиков эстонской литературы (если они существуют). Может быть, там есть фигуры помасштабней русских писателей.
Уезжали опять в дождь. Впереди нас ждал Питер, но это уже совсем другая история…
Лет сто тому назад некоторые повидавшие мир балтийские аристократы рассуждали, какой из городов мира красивее всего смотрится с моря. Кандидатов было три: Неаполь, Рио-де-Жанейро и Таллинн. Не знаю, в двух предыдущих не был, так что для меня пока выбор очевиден – Таллинн.
p.s. Наверняка, кто-то может не согласится со многим, что мною вышеизложенно. Ну, что ж это их право. Я старался быть непредвзятым и передать Вам свои эмоции и ощущения от поездки на тот момент. Задачи выложить подробный путеводитель не было.
Буду рад, если кому-то мой рассказ поможет избежать каких – либо ошибок при путешествии в Эстонию. Удачи!