Назад к списку отзывов
Алексей август 2008 г. , Таллин

В отзыве есть: Личные впечатления

Путешествие по окраинам бывшей империи

-На фиг ты туда едешь, там же одни фашисты – сказал мне перед отъездом мой сосед, строитель Женя, -памятник нашему солдату снесли, сволочи, грузинов, вон, поддерживают, да и вообще…
-Ну, памятник, положим, не снесли, а перенесли. Грузинов вся Европа поддерживает, так что значит и туда не ездить? А насчёт «вообще» - посмотрим…- отмахивался я от навязываемого мне эстонского туристического эмбарго.
-Они русских ненавидят,– не унимался политически грамотный Женя.
- Прикинусь хохлом или молдаванином, - не сдавался я.
-Тьфу, - плюнул в сердцах работник молотка и мастерка и пошёл смотреть вечерние новости. Я же пошёл бронировать отель в Таллинне по Интернету.
А действительно, зачем я туда еду? Наверное, потому, что хочу отдохнуть от бесконечной работы в тихом и спокойном месте, где нешумный и неторопливый народ, где пляжи на Балтийском взморье не напоминают лежбища тюленей в брачный период, где я не услышу вездесущий армянский хит «Кайфуем, сегодня мы с тобой кайфуем», где прохладный воздух пахнет хвоей и солёным ветром Балтики, где старый город сохранил сказочный «андерсеновский» облик черепичных крыш, а на мощёных узких улочках Древней Ганзейской республики туристы кормят чаек. Да и любимые мною Довлатов и Веллер навсегда связанны с Таллинном. Разве это не причины посетить Эстонию летом?
Четыре года назад, впервые попав заграницу, (тогда это был Тунис) я понял, что более чем на один день на Чёрное море меня можно заставить поехать разве, что под конвоем. Куда-нибудь в зону общего режима под Новороссийск. Что представляет собой сейчас курорты черноморского побережья для среднестатистического туриста? Это пробки на дорогах вместе с поборами ГИБДД, хреновая экология (грязное море) в местах массового отдыха, совершенно не оправданная дороговизна, отвратительный сервис абсолютно не отвечающий затратам на него и допотопная, практически совковая инфраструктура. Если Вы хотите всего этого избежать, Вам придётся потратить очень немалую сумму за пару недель отдыха. Явно больше 100 тысяч рублей, но я за эти деньги лучше куда-нибудь на Бали…
Поверьте мне, я всей душой люблю свою родную Кубань. Это действительно благодатнейший край во всей России, курорты на любой вкус. Только вот дуракам достался в управление или ворам. Что, кстати, одно другого не исключает. В этом году народ рассейский, между прочим, проголосовал, что называется ногами за Анталию. Мне по роду своей деятельности, в этом году пришлось обьехать всё побережье от Витязево до Адлера не один раз. И все курорты, кроме Анапы были полупустые и это июле-августе! А в Анталии в это же время чуть ли не каждый день были разборки с нашими туристами, потому что мест в гостиницах не хватало, и билетов на самолёт в Турции уже за два месяца не взять!
Народ, он не лох, как кажется нашим «отцам» в администрациях и одними лозунгами и очковтирательскими отчётами о рекордном количестве отдыхающих перед Медведевым тут не поможешь.
Ну ладно, отвлеклись.
Найти подходящий и недорогой отель оказалось несложно. Уже через час поисков я нашёл спецпредложение от «Tallink SPA & Conference Hotel ****» за 11000 руб. на неделю. В эту сумму был включён завтрак – обильнейший шведский стол, пользование SPA- комплексом ежедневно с 8-00 до 11-00 утра бесплатно.
Визы в Эстонию, хоть и шенгенские, но без проблем. Для визы нужно лишь выполнить три пункта: предоставить бронь гостиницы, предъявить загранпаспорт и сделать ксерокс российского паспорта, да, ну и конечно сделать фотки (странного размера 4*5). Через неделю ты уже счастливый обладатель шенгена. Что бы не ехать в Москву в посольство, я прибёг к помощи одной из краснодарских турфирм.
А вот с билетами получилась заминка. Заказав и оплатив на сайте РЖД билеты Краснодар – Москва, Москва – Таллинн, и Санкт-Петербург – Краснодар, я пошёл их получать в кассу ж-д вокзала. Внутрироссийские билеты я получил без проблем, а вот билеты в Таллинн без загранпаспорта мне не дали. Абсолютно не понятно почему. На все мои увещевания, что российский паспорт такое же удостоверение личности и что мой загранпаспорт в посольстве, кассир реагировал лишь одной фразой: «По инструкции не положено». Потеряв в битве с непрошибаемым кассиром около получаса, и ничего не добившись, я решил получить билеты в Москве на Ленинградском вокзале (материализовал без проблем по гражданскому паспорту) и не портить себе нервы.
До Москвы добрался не благодаря, а можно сказать вопреки РЖД. Я поражаюсь, как можно так ненавидеть своих пассажиров! В вагоне грязь, пыль, жара градусов под сорок. Туалеты всегда воняют и неубраны. Добавьте сюда хамство проводниц, и Вы получите полное представление о ненавязчивом сервисе единственного в России ж/д-перевозчика.
А между тем купейный билет в августе из Краснодара в Москву стоил не намного менее 200 долларов! Блин, лучше бы вместо футбольного кубка РЖД и ребрендинга, на который пару лет назад Российские железные дороги ухлопал не один миллион долларов и от которого пользы пассажирам, как мне кажется никакой, топ-менеджеры перевозчика купили бы туалетной бумаги в сортиры, и закодировав своих проводников от пьянства, отправили их на какой-нибудь тренинг, где их научили бы уважать своих пассажиров.
Ну, в общем добрались до Москвы, забрали в AB Club (туроператор по Прибалтике) визы и в 18-00 сидели в поезде Москва – Таллинн. Поезд был эстонский и в силу этого признаки европейской цивилизации его стороной не обошли. В вагонах биотуалеты, на столиках в купе цветы, на полках новые паралоновые матрасы, в коридоре вдоль купе на стойках журналы и газеты на эстонском и русском языках. Везде чистота. Проводники дружелюбные и вежливые. В Таллинн поезд прибывал в полдевятого утра, а в пять часов нас ждала в свои лапы российская, а затем эстонская таможня.
В купе мне достались спокойные, и что называется адекватные попутчики, что со мной бывает крайне редко. А именно; мамаша с сыном и бабуля «божий одуванчик». Все граждане Эстонии. Мамаша была родом из Абхазии – преподаватель русского языка и литературы, вышедшая лет 15 назад за эстонца замуж и свалившая из этого «райского уголка» от греха подальше почти сразу же после свадьбы, сына звали Эрвин, он уже был продуктом постсоветского воспроизводства и говорил по-русски со смешным, как в анекдотах прибалтийско-финским акцентом. Оба они страшно гордились евросоюзовским гражданством. Бабуля была русской, но всю жизнь прожила в Ыыхве – пограничном эстонском городке. Всю дорогу вела себя тихо и всё время спала.
Сразу после отправления мы с женой (ехала в соседнем купе) отправились в вагон-ресторан. Там нас ждало разочарование. Все цены в меню были в рублях или эстонских кронах. Рублей у нас оставалось на двоих от силы сотни три, всё остальное в евро, а евро тут не принимали. Перспектива ужина стала очень туманной. Наших скромных рублёвых запасов хватило лишь на бутылку пива «A Le Coq Porter» (офигенное пиво), стакан персикового сока и закуску к пиву. Закуска к пиву, исходя из русских вкусовых предпочтений, была весьма экстравагантной и представляла собой кусочки сыра, политого сверху мёдом. Экстравагантно, но очень вкусно. Рекомендовано к применению.
После такого вот ужина я расположился на своей верхней полке, нажал не плеере «play» и в мою жизнь ворвался разухабистый и бесшабашный Fintroll, вытащил книгу из сумки и в моё сознание вошёл фантасмагоричный Липскеров. Проснулся я уже в Иван-городе, то есть перед таможней.
Таможня, как и обещали, наступила в пять утра. Российскую прошли не скажу, что быстро, но легко, без проверки чемоданов. Через 15 минут наступил черёд эстонской.
Эрвин с мамашей уже давно сидел на нижней полке, и казалось, совсем не интересовался происходящим. А зря. В нашем купе блюстители закона начали именно с них. Достав таможне чемодан, Эрвин, по-прежнему о чём-то увлечённо общался с мамашей. Таможенница же, видимо оскорблённая таким невниманием к своей особе, полезла в чемодан шарить рукой. Неожиданно карающая конечность фискальных органов остановила свои шарящие движения и у хозяйки этой руки глаза постепенно стали расширяться.
- Господи, что она там такое нашла, - с испугом и некоторым удивлением подумал я.
Рука задвигалась дальше, явно нащупывая и определяя контуры предмета, а глаза продолжали расширяться. Эстонская же семья продолжала так же мило о чём-то беседовать самым преспокойным образом. И вот рука потянула предмет наружу, и, не спеша, извлекла на свет Божий….дрель фирмы «Bosch»! Я уж не знаю, зачем учитель литературы путешествует по России с дрелью, но разочарованию таможенницы не было предела. Это было написано на её лице. Потом проверили благонадёжность тихой бабули из Ыыхве, и обнаружили у неё 12 пачек сигарет без фильтра, марки «Прима» арзамасской табачной фабрики. Конфисковав две лишние, укоротили ностальгию по советским временам ыыхвовского деда ровно на 40 сигарет. Видимо, когда очередь дошла до меня, то рвение таможенников, подорванное неудачей с дрелью окончательно иссякло, и меня пропустили на территорию Евросоюза без шмона. Спасибо попутчикам.
Вскоре бабуля вышла, жена перебралась ко мне в купе и поезд, взяв курс на запад, понёс нас в Таллинн, в дореволюционной царской России носивший имя Ревель.
Оставшееся время в пути мы скоротали в обсуждении грузино-осетинского конфликта, проблем русскоязычного населения в Эстонии, переносе памятника и прочих спорных вопросов. Я Вам скажу, что очень многие вещи, которые нам вдалбливает в головы российское телевидение являются передёргиванием фактов, а иногда и просто враньём.
Забегая вперёд, хочу отметить что, побывав у могил советских воинов и возложив цветы к подножию Бронзового солдата, я понял, что во многом эстонцы были правы. Сейчас захоронение советских воинов вместе с Бронзовым солдатам находятся в тихом и спокойном месте за городом. Кладбище утопает в зелени, поют птицы, практически на каждой могиле свежие цветы. Всё ухожено, и по-европейски безукоризненно. А раньше всё это находилось в центре города, памятник стоял на троллейбусной остановке, по солдатским захоронениям чуть ли не ногами ходили. Нам бы научиться у них ухаживать за могилами, причём молча, а не крича об этом на весь свет. А то только 9-го мая собираются наши руководители на военных кладбищах, говорят возвышенные и правильные слова, дарят продуктовые наборы ветеранам и, отработав программу, удаляются на банкет. А у самих десятки тысяч солдат с 1945-го не захоронены, ветераны нищие и могилы бурьяном по пояс заросшие. Другой вопрос, что дату переноса эстонцы выбрали провокационную 9-го мая, но это уже политика… Нынешний премьер-министр на этом скандале себе карьерку-то сделал. Тоже в семье не без урода.
Сразу выскажу, чтобы потом этого не касаться, свою точку зрения по поводу притеснения русскоязычного населения. За все восемь дней моего пребывания в Таллинне какой-то дискриминации, а тем более ненависти к русским я не увидел. Конечно, мой взгляд на проблему поверхностный, глазами туриста, поживи я в Эстонии подольше, поработай там, может быть, у меня и открылся бы третий глаз, но говорю, что видел. Повторяю, не заметил ни одного дискриминационного случая. Многие русские в разговоре со мной, а в Таллинне русских 30-40%, сетовали на то, что их «прижимают» по служебной лестнице и не дают гражданство, заставляя сдавать экзамен на знание эстонского языка. А как Вы хотели, господа? Как же Вы сможете выполнять свои рабочие обязанности в эстонском коллективе не зная языка? Причём жаловались мне на эту проблему почему-то исключительно русские таксисты, которых в Таллинне подавляющее большинство.
Русские же девчонки на ресепшн в четырёхзвёздном отеле, русские продавщицы в супермаркетах, русские администраторы в ресторанах были всем довольны. Просто они не поленились и выучили язык своей родной страны. Кстати, по словам самих же таксистов, этот пресловутый экзамен на знание языка является достаточно простым и сдаются на уровне: «Сколько это стоит?», «Спасибо», «До свидания».
Но повторяю, что это мой личный взгляд на проблему и достаточно поверхностный, может быть, на самом деле, всё обстоит несколько иначе.
Итак, поезд наш прибыл на вокзал Таллинна с опозданием на один час. Вот Вам и хвалёная европейская точность.
На вокзале, недалеко от перрона, находится отделение Hansa Bank, в нём мы поменяли евро на эстонские кроны. Надо сказать, что потом выгоднее курса, чем на вокзале, мы нигде не встретили. Тут же рядом оказалась стоянка такси, сели в первую попавшуюся машину. Это был Мерседес фирмы «МВ Elite».Опять же, самой недорогой в Таллинне. Вообще надо сказать, что разброс цен на услуги такси очень обширный. Например, есть такси «Tallink», эта компания принадлежит паромной компании с таким же именем, ей же принадлежит отель, в котором нам предстояло жить. Так вот, только посадка в машину этой таксофирмы стоит 90 крон, почти 200 рублей, а посадка в такси «MB Elite» стоит 20 крон, то есть 44 рубля. И на ресепшене отеля «Tallink» Вам с гордостью вручат карточку, как постояльцу отеля с пятипроцентной скидкой на самое дорогое такси в Эстонии. Офигенно, сначала надо повысить расценки выше, чем у всех в 4,5 раза, а потом с этой суммы сделать Вам преференцию в 5%. Бизнесмены, блин. Причём самое дешёвое такси возит исключительно на «меринах», а самое дорогое на самых разных авто, среди которых попадаются и Лады. В чём логика? А вообще расценки написаны у всех либо в салоне, либо на боковом стекле. Читайте, и будет Вам счастье. Сэкономите кучу бабла.
Гостиница «Tallink SPA & Conference Hotel» представляет собой четырёхэтажное здание в стиле HiTec и находится рядом с портом в пяти минутах ходьбы от старого города. Отель открыт в 2006-м году, новый и ультрасовременный. Мы попросили номер для курящих (для меня), то есть с балконом. Пепельниц Вы в номерах не найдёте, потому что борьба с курением в Эстонии вторая национальная идея, после борьбы с Россией. В номерах ЖК – панели, сплиты, белые махровые халаты для СПА-комплекса. Короче, отель весьма и весьма…
Приняли душ, и вперёд в город. Перед входом в Vana Tallin (Старый Город) со стороны башни Толстой Маргарет проходим мимо монумента памяти пассажиров, утонувших на пароме Эстония в начале 90-х годов. Мемориал представляет собой длинную чёрную мраморную дугу, разорванную посередине. Как я понял, символизирует собой прервавшуюся физическую жизнь с одной стороны (пассажиров) и прервавшуюся привычную жизнь с другой стороны (со стороны близких людей). Монумент произвёл на меня сильнейшее впечатление. Мне кажется, что авторам удалось донести всю скорбь и ужас произошедшего в очень доступной и лаконичной форме, и выразили они свою скорбь, так как она бывает по настоящему: тихо, но пронзительно, без пафосных гранитных монументов.
Входим в Старый Город. Сразу слева находится морской музей, при входе мемориальная табличка в честь английского флота, оборонявшего Таллинн в 20-х годах ХХ века от советских оккупантов. Стало немного неприятно.
Идём дальше, справа церковь Олевисте, самое большое здание в Европе до середины XVI века. Если об этом не знать, то снаружи ничего особенного, внутрь не попали, так как дверь была закрыта. Ну, собственно не очень-то и хотелось.
Хочу сразу отметить, что каких-либо исторических справок о достопримечательностях Таллинна от меня не ждите. Их Вы без труда сможете найти в Интернете, задача моего отчёта передать Вам свое ощущение от города и поездке в целом. Как у меня это получится – судить, конечно, Вам.
Улицы старого города достаточно узкие. По обочинам припаркованы машины, причём припаркованы прямо под знаками «Стоянка запрещена». Эта ситуация напоминает мне ситуацию в моём дворе, где стоит несколько десятков незаконных гаражей и на каждом из них надпись: «Срочно убрать гараж до 01.05.2002». Вообще эстонцы народ законопослушный. Ездят по правилам, билеты в общественном транспорте приобретают все и т.д. Меня поразила ситуация в первый же вечер моего пребывания в Таллинне. Возвращались мы поздно ночью домой, около 2 часов, переходим дорогу, на светофоре загорается красный свет для пешеходов. В это время в радиусе, наверное, десяти километров, не было ни одного автомобиля. Так вот, все люди, собравшиеся на тротуаре, а их было человек десять, стояли и послушно ждали зелёного света. Я испытал культурный шок! Ну, вот знаки «Стоянка запрещена» игнорируют напрочь.
Дальше по ходу была православная Никольская церковь, тоже ничего особенного. Сворачиваем налево и сразу передо мной на стене вырисовывается современная наскальная живопись. Причём живопись, сея была явно непотребного содержания и представляла собой фаллический символ в человеческий рост. Помня поговорку о том, что содержание надписи на заборе не всегда соответствует содержимому, решил проверить. Ну, конечно… магазин сувениров!
Вообще должен сказать, в первый день Таллинн на меня впечатления не произвёл. Обычный классический европейский город, каких я видел добрых два десятка. Всё обаяние и шарм этого места я почувствовал через пару дней пребывания в нём. Надо побродить по его мощёным закоулкам, с бутылкой Vana Tallin в кармане, посидеть в Beer House с кружкой тёмного свежесваренного пива, послушать орган в Нигулисте. Таллинн напоминает мне какой-то хрупкий, кукольный город, где всё в миниатюре, как-будто специально построен Голливудом для сьёмок рыцарской саги. Здесь всё маленькое, но всего много.
Заходим в широко разрекламированный ресторан Old Hansa. Он находится прямо возле Ратушной площади. Не знаю как вечером, но днём впечатление на меня заведение произвело удручающее. Так как администрация Old Hansa выдерживает средневековый стиль, то всё внутри выполнено под старину. Причём, стилизация доходит иногда до маразма. В Old Hansa нет электричества, а раз нет электричества, то нет и благ цивилизации. Нет сплитов и какой-то мало- мальской вентиляции. Вместо светильников на стенах горят факела, которые коптят и создают ещё большую духоту, кстати, в туалетах тоже. Везде царит полумрак плавно переходящий местами в мрак. Большие столы на первом этаже были заняты, их там всего четыре, а на маленьких уместится разве что пара кружек пива. Персонал очень и очень неспешный, избалованный толпами туристов. Меню приносят через 15-20 минут. Цены запредельные. В общем, многое, от чего я сбежал с черноморского побережья, я встретил в Old Hansa. Никаких очередей, вопреки обещанию путеводителей и отзывам туристов, в Old Hansa, я не заметил. Может быть, зимой там достаточно уютно встретить Рождество под треск камина и блики факелов, хрустя жареной индейкой, но в августе харчиться там не рекомендую.
Через дорогу находится ресторан Peppersack (ул. Viru 2) немного менее пафосное заведение, но тоже очень популярное среди туристов. Первые упоминания о здании, в котором находится ресторан, относятся к 1370-му году, а своё название «Мешок перца» он получил в 1520-м году. Как Вам? Даты впечатляют? Только за одни эти цифры не жалко заплатить сумму, явно превышающую стоимость таких же услуг, но в заведении поскромнее. А вот когда в Геленджике мне нетрезвый хач приносит вчерашний разогретый шашлык, да ещё с голым, волосатым пузом и в трениках, да когда в кабаке на набережной нет туалета, и ещё просит за это денег в размере пары тысяч рублей! Это даже не обман, это просто плевок в тебя, как в клиента!
Так, опять отвлеклись. Каждый день, как только на улицы Старого Таллинна опускается вечерний сумрак, а в ресторане ярче вспыхивают свечи, здесь происходит таинство, которое привлекает не только туристов, но и местных романтиков. В ресторане начинается... настоящий поединок! Небольшая ссора двух рыцарей из-за внимания прекрасной дамы превращается в настоящий бой на кулаках и шпагах. Страсти разгораются не на шутку, когда все вдруг затихает, наиболее впечатлительные дамы в зале вскрикивают от ужаса. В зал ресторана, прямо с улицы входит настоящая... смерть. В черном балахоне и с косой. Но пугаться не стоит. Она никого с собой не забирает, а в ресторан зашла просто попить пива.
Но всё это мы увидели после, а сегодня мы заказали два медовых пива, "Слабость матушки Маргарет"(по-моему, индейка с черносливом), "Праздничное блюдо копьеносца"(ростбиф с мёдом, насколько я помню), какие-то закуски и салаты. Удовольствие обошлось в 1500 рублей на двоих. Нормально.
Эстонская кухня достаточно простая, можно сказать крестьянская. Многие гастрономические шедевры играют на контрасте вкусов: сладкое с солёным.. Непривычно, но вкусно. В общем, я не повар, не буду вдаваться в долгие рассуждения. Вердикт: иметь в разделе must have каждому гурману. Медовое пиво не понравилось. После осушения 2/3 кружки весь осевший на дно мёд вступает в реакцию с пивом и превращает пенный напиток в медовуху. Не понятно чем закусывать.
Прямо перед Old Hansa молодые люди, одетые по моде пятисотлетней давности, продают сладкие орешки с корицей (40 руб. маленький пакетик). Стоит попробовать. Возле крепостных стен расположились небольшие рынки, где продаются вязаные носки, шапочки, варежки и свитера с национальным рисунком. Хотелось бы верить, что ручной работы.
Отдохнув в отеле, вечером пошли опять в Старый город. И именно тогда я понял, что приехал сюда не зря. Таллинн, конечно же, красив и днём, но как я уже сказал, сногсшибательного впечатления на опытного туриста вряд ли произведёт. Вечером город оказывает просто феерическое, волшебное действие. На севере, как известно, ночь - это поздние сумерки на юге. Небо светлое и отражается в зеркале луж, как будто специально наполненных только что прошедшим дождём. Все здания подсвечены не ярко и играют магическими бликами на мокром булыжнике мостовых. Огромная полная луна зависла над флюгером «Старый Томас» и делает картинку ещё более таинственной. Из ресторанов доносится средневековая музыка, а на белоснежных скатертях уличных кафе мерцают свечи. Туристы все на Ратушной площади. Остальные кукольные улочки пусты и ждут Вас. И Вы, сделав большой глоток, основного продукта таллиннского спиртзавода (Vana Tallin), отправляетесь в свою сказку. В ту самую сказку, которую Вам по ночам читала бабушка, а Вы всё не закрывали глаза, в ту сказку, где Вы из толстого очкастого мальчика превращались в смелого и красивого принца, в сказку, которая пахнет рождественскими мандаринами и одевается тихим пушистым снегом в сочельник.
В ту ночь я долго бродил среди фарфорово-пряничных домиков и черепичных крыш и понял, что я здесь уже был. Был 30 лет назад, когда восьмилетним ребёнком взахлёб читал сказки братьев Гримм, Перро и Г.Х.Андерсена.
Резюме - рекомендую гулять в Таллинне после дождя, вечером, поздним летом. Катарсис, ну как минимум эстетический нокдаун обещаю. Не вру.
На следующий день, плотно позавтракав, посетили SPA- комлекс. SPA в Tallink - это два больших бассейна, и комплекс различных саун. Внутри одного из бассейнов находится два мини – бассейна с джакузи и тёплой водой, другой бассейн наполовину является открытым, т.е. часть его выходит на улицу. Сауны и бани тоже разные: финские русские, инфракрасные и т.д. В 9 утра народу практически нет, два-три человека, а иногда были только мы с женой. Кайф!
С утра зарядил проливной дождь. На Родине объявили траур по погибшим в российско-грузинском конфликте. Сидим в номере, смотрим телик. После нескольких часов дождь замедляет свой ход, решаем произвести вылазку. На ресепшене бесплатно берём большие зонты с логотипом отеля. Планы на сегодня купить билеты на автобус в Питер и билеты на паром, на завтра в Хельсинки.
На автовокзал с Нарвского проспекта ходит трамвай № 4 и № 10. Ходит точно по расписанию. Трамвай венгерский, фирмы «Икарус».
Без проблем берём билеты в кассе компании «Евролайнс» до Питера по 900 рублей на брата. Автобус идёт 6 или 7 часов, уже не помню, и час на все таможни. Но это нам предстояло лишь через пять дней.
Назад до отеля решили пройти пешком. По пути попался какой-то паб. Зашли. Цены на всё в два раза ниже, чем в историческом центре. Взял кружку «Saku Kuld» . Почтенно. Пообедали. Идём дальше. На улице прохладно, градусов 17. По дороге перед нами вырастает «Stockman» - большой торговый центр. Вика поросячьей рысью ломанулась туда. Подозреваю, что это на несколько часов. Иду в гостиницу.
Через несколько часов жена возвращается. На лице разочарование. Сказала, что всё не то. Купила только свитер. Шоппинг явно не удался. Обычно она возвращается с гораздо большей добычей: три-четыре огромных пакета, как минимум и без трех-четырёх сотен евро. А тут… одно расстройство. В общем, Таллинн пока ей не нравится.
Во многих отзывах написано, что вещи в Эстонии стоят гораздо дешевле, чем в России. Ну, не знаю. Я заметил прямо противоположное. Может быть, для москвичей конечно и не дорого, но для обычного служащего из Краснодара всё-таки дороговато. Если говорить о европейских странах, то самая относительно недорогая страна это Чехия. По крайней мере, я говорю о тех странах, где я был. Конечно же, здесь надо отметить, что я совершенно не понимаю ничего в авторских коллекциях, продающихся в различных бутиках - по этому вопросу к жене. Но вещи, продающиеся в обычных торговых центрах дороже, чем у нас, то же самое касается и общепита.
После небольшого отдыха отправились в порт покупать билеты на паром в Хельсинки. Сначала я хотел съездить в Стокгольм. Но дорога туда и обратно занимает примерно сутки, и тратить столько времени в столь непродолжительный отпуск на дорогу для меня было непозволительной роскошью. Остановил свой выбор на Хельсинки. Два часа ходу – 80 км. по морю.
Рядом с нашим отелем находится терминал «С». От него в Финляндию отправляет суда паромная компания «Viking Line». Цена билета в одну сторону 17 евро, cамая низкая из всех, конкурирующих между собой паромных компаний. Но есть и минус: очень неудобное время отправления. Туда – 8 утра, из Хельсинки – 23,15. Так же с этого терминала в Суоми стартуют каждые два часа скоростные катера. Они доставят Вас в столицу страны тысячи озёр менее чем за час, правда, и заплатите Вы 90 евро в один конец. Все остальные компании находятся в терминале «В». До него идти пешком по портовой территории километра три. Как назло, опять припустил мощнейший ливень.
Ладно, фиг с ним. Оставляю жену в терминале «С», с решимостью человека идущего в открытый космос, раскрываю отельный зонт и смело шагаю прямо в сплошную стену дождя. По пути пару раз заблудился и тем самым увеличил себе путь ещё на километр, вымок до нитки, перед входом крупно хлебанул «Dewars» из горла. Пришёл. Здесь располагалось ещё три компании. Выбрал родной «Tallink» Отправление каждые два часа, цена 23 евро. Паром «Superstar».
Обратно путь был тот же со всеми прилагающимися атрибутами: питьём «Dewars», проваливанием в лужи, продиранием через сплошные стены воды, матами и прочими прелестями дикого туризма. Когда я зашёл обратно в терминал «С», то был похож на прожжённого блэкпекера. Весь мокрый, в грязи, с рюкзаком за плечами. Вика, конечно же не оценила мой героический бросок сквозь воду и пространство. Была занята. Она читала путеводитель по торговым центрам Хельсинки.
Отдохнув, вечером мы отправились к российскому посольству, зажечь СВОЮ свечу в память о погибших в Цхинвали. Флаги на здании российского представительства были приспущены, на подоконниках стояли зажжённые свечи, лежали цветы, двери посольства были наглухо закрыты. Дождь прекратился. Люди проходили мимо. Многим из них не было никакого дела до происходящего кошмара в далёкой горной республике, находящейся за тысячи километров. И я их понимаю, у каждого своя жизнь, свои проблемы. Старый город жил обычной туристической жизнью.
Свечи мы купили заранее в Никольской церкви.
Ещё одна ремарка. Я человек глубоко неверующий, сказывается пионерско-комсомольское прошлое. Я не хожу в церковь, не соблюдаю посты, считаю духовенство таким же чиновничеством, как и госаппарат, но уважаю и понимаю чувства людей любого вероисповедания. Знаю несколько православных молитв, но только лишь благодаря начитанности. Библию прочитал из интереса, не более. Многие цитаты из неё, как нельзя лучше подходят к современной жизни. Иногда привожу их в разговорах и спорах. Вот, собственно, и весь уровень моей религиозности.
В тот день МОЯ свеча была МОЯ гражданская позиция! Вот и всё.
Ставил я эту свечу и думал. Думал о том, что опять погибли наши детки. Крестьянские и городские, грузинские, осетинские и русские. Ведь дети Саакашвили, Путина, Медведева, Буша, Патрушева, Кокойты и прочих, не гибнут на этих войнах. Они в гламуре, а мы все опять в жопе, в крови. И опять наши спецслужбы всё проспали, и опять никто не ответит за всё. Все опять на своих постах, и Саакашвили, и Кокойты, и все, все, все….Мы это проходили уже ни раз (Курск, Норд-Ост, Беслан)… Богу- богово, Кесарю – кесарево.
Вечная память!
Итак, отвлеклись. Продолжаем дальше про Таллинн. Гуляем. Я по пути «сшибаю» кружки с превосходными эстонскими сортами пива. Проходим самый пафосный, может быть, и самый дорогой в Таллине отель «Telegraff». Помпезное строение в викторианском стиле. Подстриженные лужайки, высокий забор. Как мне показалось, территория для уровня такого отеля совсем небольшая. И вдруг, набредаем на совершенно потрясающее место – ирландский паб « St. Patrick» (ул. Suur-Karja 8).
Сооружение представляет из себя здание то ли XV, то ли XVI века. Бывший купеческий дом. Ремонт не проводился примерно с того же времени, по крайней мере, на втором этаже. Это какое-то священное, майонное место. И в нём, действительно, не стилизация, как в Old Hansa. Здесь всё старое; и перила, и потолки и подсвечники. Заведение производит впечатление студенческой корчмы. Вот именно таким я представлял себе трактиры, где в средневековье студенты проводили свои пирушки. Цены вполне демократичны. Полноценный ужин на двоих Вам обойдётся рублей в 700-800, включая замечательное пиво. Оставшиеся дни в Таллинне мы с Викой ужинали только здесь, ну иногда в Beer House. Recommended To All!!!!!!!!
Итак, 15-е августа. Нас ждёт Финляндия, либо мы её… Не важно.
Все аккумуляторы заряжены, в кармане пачка «Mild Seven Light», в плейере «Celtic Cross», в рюкзаке путеводители и бутылка «Vana Tallin». Жена cеменит рядом.. Через 20 минут мы в терминале «В».
До отправления ещё 40 минут. Сидим в кафе, пьём разливной яблочный сидр. Никакого сравнения с нашим баночным. Баночный – просто газированная шипучка с яблочным экстрактом, не больше. Объявляют посадку на паром. На регистрации человек сто. Длиннющий (метров 500) рукав, ведущий к парому. Заходим на судно.
«Superstar» - огромное восьмипалубное судно, предназначенное для перевозки десятков фур и трейлеров и полуторатысяч пассажиров. Каждая палуба - это этаж. Этот корабль – город. В нём есть улицы магазинов, улицы кафе и ресторанов, улицы казино. Примерно на таком же я плыл полгода ранее из Ираклиона в Афины (Пирей).
На том пароме всё было гораздо грустнее. Он так же был огромным, фешенебельным и красивым. Но было одно «но». Он был переполнен, и плыть мне на нём тогда предстояло всю ночь. Я помню, что, расположившись в салоне общего класса (22 евро), я ужаснулся соседству. Рядом со мной обосновались цыганско-албанские беженцы, их было человек 40. Каждый из этих сорока был с пятью чемоданами и двенадцатью детьми. После отплытия они все, как по команде разулись и их ноги-носки стали источать такую вонь, что, вся акватория Эгейского моря, наверное, покрылась всплывшими тушками мёртвых дельфинов. Целую ночь напролёт все двенадцать колен каждого из сорока беженцев, представляли из себя поочерёдно иерихонскую трубу во время Армагеддона. Это был какой-то вонючий Вавилон! Плюс ко всему в салоне после полуночи стало холодно.
К четырём часам ночи, я совершенно ошалевший от холода, шума и амбрэ, наконец-то нашёл себе место в интернет-кафе на пятой палубе. Прилёг прямо на пол в уголок (так делали все умные блэкпекеры на этом пароходе), укрылся джинсовой курткой и на уши сверху положил томик Гумилева. Вашу мать!
На «Superstar» было попроще. Плыть всего два часа, загрузка судна менее, чем на десять процентов. Чё не жить?
Зная уже неплохо расположение всех нужных мне служб на таких паромах, я сразу же направился на 8-ю открытую палубу, в бар. Моя отправилась на шестую палубу, то есть в магазины.
Отшвартовались точно по расписанию. По мере удаления парома вдалеке уменьшался в размерах Ревельский рейд. Одного взгляда на удаляющийся город хватало, чтобы понять, как красиво всё спроектировали фортификаторы прошлых столетий. Геометрически правильные, безукоризненные, а потому потрясающе красивые формы оставлял за бортом «Superstar».
Беру в баре финское пиво «Lapin Culta». Настоящее гавно. Если Вы когда-либо пили пиво юга «Дон» в полуторалитровых бутылках или употребляли продукцию краснодарского пивзавода «Очаково», то Вы меня поймёте. Только «Lapin Culta» ещё хуже. Кислятина жёлтого цвета. Б-рррр. А стоит, между прочим, сто рубликов кружечка.
Вышли в открытое море, распогодилось. Вика застряла где-то в магазинах. Я стоял на верхней палубе, с удовольствием подставлял лицо солёному ветру Балтики и любовался бирюзовыми волнами, с шумом вырывавшимися из-под левого борта.
Примерно через час мы зашли в территориальные вода Финляндии и почему-то все кафе и рестораны на борту позакрывали торговлю. А мне, как раз приспичило выпить кофе. Нашёл на седьмой палубе единственную открытую точку, типа столовой. Спрашиваю сколько стоит кофе?
- Швецарцкий столль, надо плятиить – отвечают.
- Есть не хочу, продайте кофе
В ответ тоже самое: «Надо плятиить» Тьфу, ты балабошка дурацкая. Дай, кофе – я заплачу. Наконец, выдают мне кофе, дают чек. Ошалело смотрю на сумму. Семь евро за пластиковый стаканчик автоматного «Нескафе»! Ни хрена себе чухонцы ценник установили!
Короче, ресторан это был единственный финский кабак на пароме, наверное, поэтому он один и работал в Финских водах. Очень тяжело пережил расставание с кровными!
Скоро стали появляться мириады маленьких островков. Каждый остров площадью не более одного квадратного километра, а то и меньше. Все они были густо покрыты лесом и моим матом (вспоминалось кофе).
«Superstar» долго совершал различные маневры и пассы кормой, тяжело и одышливо фыркал, пускал пар из ноздрей (труб), и, наконец пристроился к причалу.
Хельсинский порт огромен, мне показалось, что намного больше афинского Пирея, но утверждать не буду. Выходим в рукав, он ещё длиннее таллиннского, шли по нему минут двадцать. Выходим на площадь. Надо добраться в центр. Такси отметаем сразу, вспоминаем цены на кофе. Справа от входа находится стоянка автобусов. Подходим к первому попавшемуся. Спрашиваем драйвера про center city, говорит: «ок». Автобус № 15 – кому надо запоминайте. Ехать до центра минут десять, проезд 2,20 евро на брата.
В центре города, недалеко от ж/д вокзала, у него конечная. Так что свою остановку не проедете.
Выходим, как я уже сказал на ж/д вокзале. Вокзал тут характерный, с четырьмя огромными каменными хмурыми финнами, которые держат в руках глобусы – светильники. Позже я узнал, что это означает доброту и гостеприимство жителей Суоми ко всем жителям нашего прекрасного глобуса по имени Земля. Ну, пусть будет так.
И еще, яркая примета следов Российской империи, ее наследство: ширина колеи тут тоже 1520 мм, как в России, странах СНГ, Балтии, Монголии и Панаме. Так что с Питера поезд идет без проблем, никаких тебе смен колесных пар по пути.
В общем, смотрите на вокзал, он правда красив и архитектурно не стандартный.
Население Хельсинки менее 600000 человек. Но впечатления на меня сразу произвёл, как мегаполис. Таллинн не намного меньше своего северного собрата, но все-таки напоминает тихий, провинциальный европейский городок.
Как назло, рядом оказывается огромный пятиэтажный торговый центр «Sokos». Приходится поддаться на уговоры супруги, и потратить часть своего пребывания в Хельсинки на этот чёртов «Sokos». Ходим по нему часа полтора, опять ничего ей не нравится. По пути попадается мультимедийный отдел, CD-диски стоят от 15 до 30 с лишним евро, что такое МР 3 там совсем не знают, цены на DVD вообще зашкаливают за какие-то неразумные космические пределы. Сфоткался с незнакомой мне восковой рок-
звездой в майке «Apocalyptica». На выходе из торгового комплекса захожу в фирменный магазин «Lee Cooper». На полках настоящие классические плотные джинсы. Не варёные, не стрейчи, не разорваны на коленях. А именно такие, какие были в 70-80-х. И такие же джинсовые куртки. Куртка – 90 евро, джинсы – 70 евро. Долго мялся купить / не купить . Жаба взяла верх. Впоследствии жалел.
Хочется жрать. Гуляем по городу, двигаемся в направлении к Сенатской площади. По ходу попадается фас

Комментарии к отзыву:

14:16 / 24.09.2012 Лена Шутова

ну блиин не Ыыхве,а Йыхви.Ну искаверкали.Пичально даже за родину.